Многоликая смертьСмерть, несмотря на свой ужасный смысл, всегда вызывала интерес у людей. И часто этому неизученному явлению старались дать символическое изображение.
Каменные поверхности неолитических могильников хранят изображение концентрических кругов, иными словами, кругов волн. Возможно, это символизировало погружение в темные глубины смерти. Рисунки, изображающие корабли смерти, могли быть также связаны с попыткой изобразить перемещение живых в потусторонний мир. Такие наскальные рисунки расширяют знания о мировоззрении древних людей.
Круги смертиЭтруссы украшали могилы надгробными изображениями дельфинов и водяных лошадей. Эти морские животные переносили души умерших к Елисейским Островам Обетованным. Позднее лик смерти стал более ужасным и представал в образе таких демонов, как Харун, держащий двойной молот, или Тухулх. В его руках извивались змеи.
Античные надгробья украшались изображениями умерших, а также фигурами плакальщиц. Иногда присутствовал гений, в руках которого была головка мака (символ сна) или опущенный факел.
Традиционным символом смерти является скелет человека, череп. Для календаря ацтеков они были и знаком шестого дня. Человеческие кости в ряде культур обозначали и предстоящее оживление. Об этом говорят и такие слова: «Так говорит Господь костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете…» (Иезекииль, 37, 4-11). Изображение скелетов можно видеть и в танце мертвецов. Этот танец являл собой подтверждение равенства для всех перед ликом смерти.
Для греков характерно изображение корабля, перевозящего в потусторонний мир души, как «корабля-церкви». Вид корабля сопровождался характерными для церкви чертами – крестом (на месте мачты), голубем. Голубь, очевидно, вылетел из Ноевого ковчега, доставляющего умерших в рай. Позже рисунок обогащается еще и оливковой ветвью, которая для всех является символом мира. Изображенные улитка и венок также несли смысловую нагрузку. Улитка спит в своей ракушке (могиле). Венок одевали на небе людям, которые на земле вели праведную жизнь.
Смерть с серпом или косойВсем знакомо изображение смерти с косой или серпом. Это орудие как бы обрезает текущую жизнь. Близок по значению лук со стрелами. А на быстротечность земной жизни указывают рисунки песочных часов. В эпоху романтизма символом смерти могла быть плакучая ива, ее ниспадающие ветки вызывают печаль.
Каждая культура, каждый народ имел свои характерные особенности в обозначении понятия смерти. Даже траурный цвет имел варианты. Европейцы одевают в печальные дни черную одежду, в Азии, наоборот, белую. Для ислама характерно воплощение символа смерти в образе ангела Исрафила. Исрафил поднимает опавшие у трона Аллаха листья дерева мира. На листьях написаны имена тех, кому Аллахом назначено умереть. В различном обличии Исрафил посещает этих людей и сообщает им новость о предстоящей кончине. Как повествует Коран, этот ангел смерти для сотворения человека доставил семицветную землю. Поэтому этой земле и отдается после смерти человеческое тело.
Смерть на карте ТароТрадиционное изображение смерти (с косой и в черном наряде монаха) присутствует на гадальных картах Таро. Возможно выполнение рисунка в виде всадника, предвещающего апокалипсис. Такая мрачная карта не может предвещать ничего другого, кроме утраты, смерти.
Мрачные и жуткие ощущения вызывает и полотно, на котором изображается танец смерти. Как правило, она реалистично говорит о том, что всех ждет одинаковый конец. Никакие богатства или заслуги не сделают жизнь человека вечной. Такие танцы смерти первоначально изображались согласно испанской церковной традиции. Потом сюжет распространился и по другим европейским странам. На таких картинах скелеты заставляют людей пускаться в жуткий пляс. Причем изображены люди самых разных возрастов и сословий. Характерно, что бедняки не вырываются из танцевального круга, а богатые люди стараются сопротивляться. Возникновение подобных рисунков связано было с опустошающими Европу эпидемиями, и их настроение обусловлено той атмосферой смерти и страха, которая заполонила все души.
Танец смертиКак символ смерти, танец скелетов был характерен не только для живописи европейцев. В период империи Чиму (Североперуанское прибережье) были оставлены рисунки с изображением танцующих скелетов, в руках они держали различные музыкальные инструменты.
Как бы не изображалось понятие смерти, рисунок обычно вызывал мрачное и паническое настроение.