Кто построил мавзолей ЛенинаАлексей Викторович Щусев родился 26 сентября 1873 года в Кишиневе, в семье архитектора. Отец его, хоть и занимал небольшие должности, обращал на себя внимание рвением во всякой деятельности, за которую брался. Больше всего прославился он строительством богоугодных заведений, проходивших по его ведомству.

Мать, Мария Корнеевна Зозулина, была из круга местной интеллигенции. Она была моложе Виктора Петровича более, чем в два раза. Образованность матери сказалась на воспитании четырёх сыновей. Талант художника проявился у Щусева рано. Это вызвало восторг у всех домашних. Рисуя, он подсознательно стремился к освоению мира.

Алексей, обучаясь в мастерской Леонтия Бенуа, убедился, что борьба за выживание в столице требует гораздо большей смекалки, чем в провинции. Чтобы проявить себя, он не останавливался даже перед самыми экстравагантными ходами. Свой дипломный проект Щусев написал в духе французского Ренессанса. В результате этого он получил золотую медаль и право на заграничную командировку. Но вместо этого он поехал в Азию в составе археологической экспедиции, которая исследовала гробницу Тамерлана.

Через год Щусев все же выехал за границу. В Кишинёве, под покровительством местных тузов он мог бы быть полностью обеспеченным заказами, но роль провинциального зодчего его не устраивала. Его духовному взору открывались очень большие горизонты.

Он поселился в Петербурге, сняв комнату с прислугой и столом за 25 рублей на Крюковском канале. Щусев выполняет разовые поручения мэтров зодчества, но остаться в их мастерских желания у него нет. Щусеву нужна была самостоятельная работа. Он знал, что в именно в такой работе у него разовьётся дарование.

Начинающий архитектор, для того чтобы приобрести связи, занимается общественной деятельностью. Он вступает по рекомендации Бенуа и Котова в Петербургское общество архитекторов.

Приданое, полученное за женой, избавило его от риска голодать. У Щусева хватило выдержки дождаться, когда он станет необходимым. Профессор Котов стал переадресовывать ему заказы, за которые сам не решался браться – церковные.

Алексей за несколько лет стал знаменитой фигурой в Петербурге. Им заинтересовался крупный сановник и сноб – граф Олсуфьев. В 1902 году он предложил ему надстроить и перелицевать свой родовой особняк на Фонтанке. Там было два дома. Щусев соединил их внутренними переходами, модернизировал и получился замечательный ансамбль. Графу очень понравилась работа. Олсуфьев уверовал в талант зодчего и предложил ему заняться храмом – памятником по увековечиванию памяти Куликовской битвы. Но своим эскизом он привел в шок членов комиссии. Эскиз храма напоминал своими очертаниями древнерусский город. Алексей Викторович умел давать объяснения с подкупающей простотой, так что проект утвердили, и с тех пор Щусев стал творить свободно.

В национальной культуре Алексей Щусев был лидером. Он создал такие шедевры, как Почаевская лавра, ансамбль Марфо-Мариинской обители, храм-мемориал на Куликовом поле, церковь в селе Натальевка Харьковской губернии. Проектировал он и Казанский вокзал в Москве. Но им были сделано только первые эскизы отделки, а остальную работы по выполнению живописного убранства вокзала выполнили его товарищи по «Миру искусств» из Петербурга…

Конечно, самым известным произведением архитектра является Мавзолей Ленина. Его пришлось проектировать в короткие сроки. В 1924 году сооружение было деревянным, а в 1930 году – гранитным.

Умер Алексей Викторович Щусев 24 мая 1949 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.